Герои довоенной эпохи: ŠKODA POPULAR и RAPID
85 лет назад, 25 января 1936 года, Зденек Поль (Zdeněk Pohl) и Ярослав Хаусман (Jaroslav Hausman) вписали еще одну главу в истории успеха ŠKODA на ралли Монте-Карло. Их слаженный экипаж вышел на старт гонки на модифицированном ŠKODA POPULAR SPORT. Родстер базировался на шасси POPULAR, но был оснащен более мощным двигателем объемом 1,4 л от модели RAPID, который позволял автомобилю разгоняться до 110 км/ч. Два бензобака максимально вмещали 170 л топлива, и при среднем расходе 11,3 л на 100 км автомобиль мог проехать без дозаправки до 1 500 км. Общая масса машины составляла всего 790 кг, из которых на открытый кузов приходилось 250 кг. С находящимися в кузове водителем и пассажиром POPULAR SPORT весил 960 кг. Чтобы справиться с зимними погодными условиями, Поль и Хаусман использовали теплую одежду, установили в автомобиль дополнительный отопитель и предусмотрели место для термосов. Съемная рамка для обогрева ветрового стекла обеспечивала обзорность, а пассажирское сиденье можно было сложить, что позволяло немного поспать во время изматывающего марафона.
Чехословацкие гонщики решили доехать до Монте-Карло из Афин: в то время столица Греции была в числе одной из возможных стартовых точек ралли. Путешествие было чрезвычайно трудным: первый 850-км отрезок от Праги до Триеста на POPULAR SPORT занял 17 ч. Прибыв в Афины, Поль и Хаусман имели в запасе еще четыре дня, чтобы отдохнуть и подготовить автомобиль для дальнейшей гонки. Причем им пришлось делать это без механиков. Сопровождающей машины технической поддержки не было тем более. Экипажу предстоял четырехдневный маршрут до Монако через Салоники, Белград, Будапешт, Вену, Страсбург и Авиньон. Поль и Хаусман должны были преодолеть 3 852 км. Заснеженные горные дороги, вьюга и буран затрудняли путешествие: когда внедорожные шины чешской марки Bat’a уже не справлялись, приходилось брать в руки лопаты.
Зденек Поль и Ярослав Хаусман, как и их соперники, отважно сражались со сложными погодными условиями. И они превосходно показали себя: из 105 зарегистрированных автомобилей на старте ралли Монте-Карло 1936 года только 72 добрались до финиша. Экипаж ŠKODA достиг площади перед казино в княжестве Монако без единого штрафного балла. В итоге Поль и Хаусман заняли впечатляющее второе место в классе автомобилей с двигателем объемом до 1,5 л. Они даже имели шанс на победу, поскольку выигравший гонку итальянский экипаж осуществлял ремонт автомобиля в Будапеште, который не совсем соответствовал правилам гонки. Но экипаж ŠKODA не стал пользоваться своим правом на протест, хотя и мог бы засвидетельствовать нарушение.
Как только команда вернулась домой, в Млада-Болеславе решили капитализировать успех экипажа и предложить своим клиентам спортивный автомобиль в заводском исполнении. Так появилась чрезвычайно привлекательная серийная модель POPULAR MONTE-CARLO, которая была представлена публике в июле 1936 года. На выбор клиентам предлагалось два типа кузова – родстер или купе с улучшенной аэродинамикой. Всего до 1939 года завод выпустил 70 таких автомобилей.
Через год Поль и Хаусман вернулись в Монте-Карло. В этот раз они участвовали в гонке на купе RAPID, а стартовой точкой выбрали город Палермо на Сицилии. Путь длиной 4 134 км вновь стал серьезным испытанием как для людей, так и для техники. Только 4 из 30 экипажей, стартовавших на Сицилии, добрались до финиша. Имея 500 очков, экипаж из Млада-Болеслава был уверен, что займет второе место в классе до 1 500 см³. Однако в этот раз они стали только четвертыми из 26 экипажей в своем классе. Это произошло потому, что участник из Англии подал официальный протест, что якобы RAPID, на котором ехали Поль и Хаусман, имел зеркала заднего вида нестандартного размера. В итоге экипажу начислили два штрафных балла, что перенесло его на четвертое место.